Инфляция в Украине на днях установила своеобразный рекорд. По данным Госкомстата, в июле индекс потребительских цен, впервые за три года, достиг уровня 1,102 (10,2%) по сравнению с июлем 2020 года. В контексте таких “бодрых” оценок инфляционных процессов в экономике Украины хотелось бы проанализировать ситуацию с ценами на продукцию, продаваемую в аптечной рознице.
Да, рост цен случился не в одночасье. Его подогревает целый ряд политико-экономических факторов негативного характера, на которых останавливаться не будем. Отметим лишь, что инфляция — это такой паровоз, который, сорвавшись с тормозов, не только не оживит экономику, но и сделает все общество беднее со всеми вытекающими.
Прежде чем углубляться в тонкости аптечных продаж, немного остановимся на отчетах Госкомстата и НБУ в части цен на продукты первой необходимости.
Общий рост потребительских цен составил 8,5%.
Лидерами в росте потребительских цен стали продукты повседневного употребления:
хлеб (14%), яйца (57%), подсолнечное масло (58%), сахар (66%). Рост цен на фармацевтическую продукцию, медицинские товары и оборудование составил 6,7%. Данные приведены за период январь — июль 2021-го по сравнению с январем — июлем 2020-го.
Кстати, в структуре роста цен производителей промышленной продукции производство основных фармацевтических продуктов и препаратов составил 13,8% (все тот же период январь — июль 2021-го). И этот индекс носит опережающий характер. Понимаем, что рост цен на продукцию производителей почувствуется в начале осени для группы товаров отечественного производства.
Интересно, что в НБУ при прогнозировании инфляции (в годовом отчете 2020-го) планировали и прогнозировали совершенно другие значения (см. рис.1).
Рис. 1. Индекс потребительских цен и диапазоны ошибок прогноза. Источник — “Iнфляцiйний звiт НБУ. Грудень 2020 року”. Синяя точка — текущие значения инфляции. Синей точкой отмечено, где мы сейчас, а сплошная линия — прогнозируемые значения. Как говорится, “без комментариев”.
Ну и для полноты картины — таблица рисков инфляционного прогноза от НБУ (см. рис. 2).
Рис. 2. Анализ рисков, способных оказать влияние на рост индекса потребительских цен в предстоящих периодах (3-4 й квартал 2021-го). Источник — “Iнфляцiйний звiт НБУ. Липень 2021 року”.
Знаете, что интересно? В декабрьском прогнозе на конец 2019 года в НБУ не рассматривали в принципе риск “Суттєве погіршення умов торгівлі”. А сейчас он обозначен, да еще и со средней вероятностью наступления. И для полноты картины — появилась “Ескалація військового конфлікту”, да еще и со средней вероятностью наступления, хотя на начало 2020 года не прогнозировали. Наверное, что-то знают…
Теперь вернемся к теме роста цен на продукцию, продаваемую в аптечной рознице. За первое полугодие, по данным компании “Бизнес Кредит”, индекс инфляции (Ip) составил 1,073 т. е. 7,3%, что сопоставимо со значениями Госкомстата за аналогичный период (январь — июнь 2021-го).
Следует отметить, что рост цен на аптечную продукцию в ключевых рыночных сегментах происходил разнонаправленно. Главным образом, в большую сторону. Складывающаяся картина демонстрирует, что процесс далек от завершения. Скорее, наоборот.
Для визуализации инфляционных процессов использована методика, предложенная Федеральным Резервным Банком США (подробнее здесь) см. рис. 3.
Видим, что в течение всего первого полугодия цены на аптечную продукцию довольно активно росли. Пик роста приходился на март и апрель 2021 года.
Рис. 3. Тепловая карта нормализованных изменений цен на аптечную продукцию. Оттенки красного — рост цен, оттенки синего — снижение.
Рост цен отмечался во всех товарных группах кроме товаров бытовой химии. Однако темпы роста существенно отличались.
Лидером роста цен был сегмент Специальных пищевых продуктов. Индекс цены (инфляции) вырос за полугодие на 14,9% в сравнении с прошлым годом. Как говорится, “спрос рождает предложение”: цены росли на фоне увеличения индекса спроса, который составил 54,4% на фоне активного притока новых игроков.
В остальных сегментах рост цен был менее бурным, но достаточно сильным, чтобы превышать средние уровни инфляции:
- Изделия для парентерального введения (12,5%)
- Санитарно — гигиенические изделия (11,5%)
- БАДы (10,3%)
- Медтехника (8,8%)
- Косметика* (7,4%)
- Лекарственные средства (5%)
- Изделия медицинского назначения (4%)
- Перевязочные материалы (2,6%)
- Дезсредства (-4,3%)
* Косметика подразумевает все входящие сегменты — лечебная, дерматокосметика, косметика.
Как правило, инфляция сопровождалась ростом спроса на соответствующую продукцию (закон спроса никто не отменял). Однако анализ спроса выходит за рамки рассматриваемой темы.
Подводя итоги сказанному, отмечу, что рынок аптечных продаж живет примерно по тем же законам, что и другие рынки. Конечно же, показанные процессы роста цен отражают не только саму инфляцию, но и другие, возможно, скрытые от первого взгляда механизмы (например, перетекание покупательского спроса в сегмент БАДов из сегмента ЛС-ов). Уже сейчас видно, что в 2021 году инфляция станет ведущим локомотивом в структуре роста розничного товарооборота. Активный рост цен далек от своего завершения.
Возможно, все только начинается.
Всем удачи и успехов!
Директор компании “Бизнес Кредит”,
Сергей Еременко