cars

Итоги товарооборота в аптечной рознице за ноябрь 2019 года

Ноябрьские продажи продемонстрировали традиционный сезонный рост. Несмотря на то, что общие итоги года складываются не самым лучшим образом, ноябрь текущего года показал прирост по сравнению с предыдущим годом в 1,53%. На рисунке 1. показаны итоговые данные по основным товарным группам.

Ris 1 Dinamika prodazh 11-2019

Рис. 1. Динамика розничных аптечных продаж на фармацевтическом рынке Украины

 

Примечательно, что категория лекарственных средств (ЛС), как основной драйвер рынка показала отрицательные значения (Рис. 2.). Значения показателя составили -0,5%.

Ris 2. Tovarn gruppy 11-2019

Рис. 2. Общая характеристика розничных продаж некоторых товарных групп в ноябре 2019-го в сравнении с ноябрем 2018 года. SV – объем продаж, тыс. грн., GRsv – темп прироста объемов продаж, ShSV – рыночная доля, занимаемая группой, Pi – средняя взвешенная цена в текущем периоде, Ip – индекс цены, Iq – индекс спроса.

 

Ситуацию «в плюс» вытянула товарная группа БАДов, которая продолжает свой интенсивный рост несмотря ни на что. Темп прироста продаж, по сравнению с ноябрем предыдущего года составил 26% при темпе прироста рыночной доли 24,7%. На причинах такого роста не останавливаемся, они понятны. Потери рыночной доли лекарственных средств при этом составили -2%. Рассматривая данные явления с позиции факторного анализа, видим, что сила влияния на товарооборот фактора продаж ЛС носила отрицательный характер и составляла -29%, тогда как влияние на рост рынка фактора продаж БАДов было положительным и составило 87%. Собственно, благодаря им рынок и «вышел» в плюс. Также довольно сильное факторное влияние на ситуацию оказали товарные группы: Косметика лечебная (сила влияния на рост товарооборота 19%), Дерматокосметика (сила влияния 13%) и Косметика, соответственно 10%. Это основные драйверы продаж, сделавшие итоги ноября для всего рынка положительными.

Ситуация в ТОПе продаж, по сравнению с октябрем несколько изменилась (Рис. 3). Не вдаваясь в подробности, предоставим читателю сравнить картину с октябрем текущего года самостоятельно. Материал расположен здесь.

Ris. 3. TOP 25 brendov

Рис. 3. Рейтинговые позиции 25 топовых брендов в ноябре 2019 vs 2018. Rnk SVo, Rnk SVi – рейтинговые позиции в базовом (ноябрь 2018) и текущем (ноябрь 2019) месяцах. SVi – объем продаж, тыс. грн. в текущем периоде, GRsv – темп прироста объемов продаж, TUi – объем продаж в натуральном выражении (тыс. упаковок) в текущем периоде.

 

Цены. По сравнению с ноябрем предыдущего года ценовая инфляция в аптечном товарообороте составила 4,8% при росте средней взвешенной цены на 10,1%. Т.е. подорожание составило всего 4,8%. Остальное, в росте средней взвешенной цены, это влияние изменений потребительского спроса и изменение структуры ассортимента.

Наибольшему изменению (росту) подверглись цены в дешевом ценовом сегменте (рис. 4). Там индекс цены составил 9,8% Средняя взвешенная цена при этом выросла на 15,8%. Наименьшее подорожание было в высоком ценовом сегменте. Темп прироста средней цены составил 5,7% при индексе 1,1%.

Ris. 4. Cenovye urovni

Рис. 4. Характеристика уровня цен в ноябре 2019 года. Ценовые уровни – уровни цен, распределенные методом k-means на 3 кластера. Hi – high – высокий ценовой слой (дорогие); Mid – middle – средний ценовой слой; Lo – low – низкий ценовой слой (недорогие) товары; Pi – средняя взвешенная цена в текущем периоде; Isv, Ip, Iq – индексы товарооборота, цены и спроса соответственно.

 

Изменения в среднем ценовом слое носили промежуточный характер. Т.е. Слабее, чем в слое дешевых товаров и сильнее, чем в слое дорогих.

Ну и напоследок о долларовой инфляции. Куда же без нее? Если в прошлом месяце (октябрь 19/октябрь 18) темп прироста средней цены в долларовом эквиваленте составлял 24,46% при ценовой инфляции 18,6%. То уже в текущем месяце индекс инфляции (ноябрь 2019/ноябрь 2018) достиг значений 20,4% при росте средней взвешенной цены на 26,5%. Как говорится, без комментариев… Выводы предлагаю читателям делать самостоятельно.

Удачи!

 

«Бизнес Кредит» вам в помощь.

Сергей Еременко

info@bck.com.ua